НА  ГЛАВНУЮ


Эпиграф:
«…- Что это вы с утра пораньше делаете, брат Раймон?
  - Добрым людям помогаю, донос пишу. На себя…»


Такой традиционный вопрос: многие вас знают, но немногие знают, с чего всё начиналось, расскажите - откуда пошла Тэм?
Давным-давно, если быть точным, одиннадцать лет назад, был вечер, падал белый снег… (где-то это уже было?)  Одним словом, в один самый прекрасный четверг моей жизни  меня привели в Нескучный Сад на «Эльфятник». Несомненно сумасшедшие и достаточно взрослые люди играли в снежки и фехтовали на клинках из подручного материала. На ступенях библиотеки сидела девушка в черном и, несмотря на холод, пела под гитару. До того момента я была свято уверена, что половину успеха исполнителя составляют правильно поставленные руки и хороший инструмент. Петь же на улице, когда идёт снег, мне казалось и вовсе невозможным.  Однако всё представшее моему юному взору опровергало мои убеждения. Как выяснилось позже, девушку звали Ниенна и пела она свои песни. Я до сих пор помню, какие именно её песни я услышала в тот вечер… И, глядя на неё, мне подумалось: «Человек пишет свои песни и сдвигает людям «башню». А что если и мне попробовать?» Результатом этого «попробовать» я пользуюсь до сих пор…

Какой была первая песня?
"Вот и солнце зашло, наконец".

До сих пор поёте?
Конечно.

Тематика изначально была толкиеновская?
Как я уже говорила, до прихода на тусовку я песен не писала. Кроме того, внутри сообщества в те времена ни о чём, кроме Толкиена и  мира фэнтези говорить и петь  было не принято. Не то чтобы кто-то это запрещал, просто это как-то само собой получалось. А потом, мне ужасно нравилось общество толкиенистов. Я раньше думала, что я одна такая сумасшедшая, а тут оказалось, что их много. Мне ужасно хотелось сделать для этих людей что-нибудь хорошее.

До сих пор  продолжаете активное участие -  игры, встречи?
Не знаю, насколько оно активное, но в Нескучный по четвергам я хожу довольно часто, в частности для того, чтобы встретиться с друзьями. А вот на ролевые игры я в последние два года не езжу, и очень возможно, что больше ездить не буду. Этот вид «развлечений» меня в последние годы очень разочаровал.

Какая игра была первой?
ХИ-94

Роль?
Приблудный хоббит в эльфийской команде. История моего попадания на игру в этом качестве довольно забавна.  Я очень хотела попасть на ХИ, но по слухам туда брали только избранных. Я долго ходила «с протянутой рукой», и наконец мне сказали «Пожалуйста, в Гундабад». Я тогда была очень идейной, и поехать на игру гоблином было выше моих сил. Правда, не могу не отметить, что у команды Гундабада на ХИ-94 был звёздный состав: Брайен, Эльфище, Иллет, Аэглор…. Всем этим людям предстояло оставить заметный след в истории нашего сообщества. Однако вернёмся к тому, что я гоблином, даже «белым и пушистым», ехать не хотела. Спасла меня Мэлдис, которая проходя мимо радостно спросила: "О, Тэмушка, хочешь поехать к нам эльфом?" Я конечно же захотела немедленно, однако тогда я относилась к своей внешности весьма критически, и была уверена, что эльф из меня никакой (о, и это я тоже где-то читала). Поэтому в команду Линдоринанда я поехала приблудным хоббитом.

Приблудный хоббит был с гитарой?
Да, приблудный хоббит был с гитарой. Собственно на ХИшке я познакомилась с Йовин, которая была вторым приблудным элементом в лориенской команде. Мы  немедленно и очень сильно сдружились на ниве помывки посуды.  Это продолжалось дней  пять подряд – пока эльфы смотрели на звёзды... мы с Йовин мыли посуду. А в свободное от «работы» время мы писали песни на злобу дня и учились плести фенечки из бисера под чутким эльфийским руководством. В результате всего пережитого   в моей жизни началась новая страница – совместная с Йовин.

Ваши песни сразу пошли в народ?
Не знаю я, как они пошли в народ… Однажды я просто пришла на свой первый турнир менестрелей, как-то очень скромно вышла из толпы и, умирая от ужаса произнесла: "Я безродный хоббит, я вам сейчас песню спою". Народу понравилось. Основной проблемой авторов и исполнителей  в нашей среде является то, что люди, как правило, не умеют себя показать. А реакция зрителя весьма зависит от того «как» ему показать своё творение. Я немного училась исполнительскому мастерству, и у меня были и есть некоторые хитрости, которые мне очень помогают. У меня вообще очень счастливая творческая биография.

С какого момента безродный хоббит стал давать сольные концерты?
Первый сольный концерт... Думаю, это случилось в мае 95-го года,  и сольный он был пополам с Йовин. У меня есть подозрения, что это был в принципе первый сольный концерт в тусовке толкиенистов. А вообще сольных концертов за мою долгую жизнь у меня было очень не много.

Аэглор: В 95-ом её уже в турнире менестрелей участвовать не пустили, сказали, что она монстр, будет сидеть в жюри и всех жюрить.

Я сделала одну большую ошибку. Я приехала в Казань на Зилант в 94-ом году и каким-то, непостижимым для меня  образом, выиграла турнир менестрелей. Я подозреваю, что меня как раз очень выручили «исполнительские хитрости». Сидя на менестрельнике, я в один прекрасный момент поняла, что закисшую от всевозможной изливающейся на неё тоски публику очень обрадует что-нибудь  «бодрое и весёлое». Я выпросила у «высокой комиссии» право спеть «не в тему»,  после чего радостно проорала зажигательную песнь. Зал «встал на уши». И «высокая комиссия», также к слову сказать закисшая,  за это дело решила поощрить меня до невозможности. С тех пор обычным человеком я больше не была... это ужасно.

Когда были сделаны первые записи?
Опять же, 95-ый год, в домашних условиях, в городе Переяславле, был записан печально и широко знаменитый альбом "Возвращение домой". Мы писали его очень долго по тем временам – сутки.  Причём это было после игры, мы были очень уставшие и охрипшие. Пока я пела, Йовин спала, потом я шла спать, она петь. Ни о каком последующем сведении речи не шло, писали всё сразу «начисто», включая порядок песен. Печально альбом был знаменит, потому что по окончании работы обнаружился технический «глюк». Запись шла  в чуть убыстрённом темпе, и судя по голосам, которые  там получились, нам с Йовин  лет по двенадцать. Исправить ничего было нельзя и альбом разошёлся в своём первозданно-дефектозном виде чудовищным тиражом по городам и весям бывшего Союза.

Какие записи были дальше?
Дальше были годы нарочного молчания.

Принципиально?
И да и нет. Просто в основном мне предлагали  записаться в домашних условиях. Было несколько подобных проектов, но все они были нежизнеспособными. Кроме этого была студия "Сибирский тракт", где весьма успешно записали Йовин и многих других знаменитых людей. Но здесь была проблема в том, чтобы кто-то предложил мне это сделать. Это случилось только в 2001 году,  по инициативе Fangorn Video. Так появился «День Огня» и двумя годами позже «О нищих и безумцах». Было ещё одно препятствие – коммерческая сторона вопроса. Мне не хотелось зарабатывать на творчестве. Да и сейчас не хочется. А ещё мне очень не хотелось, чтобы песни попали в Интернет. Ненавижу я эту общемировую помойку,  уже даже пользоваться научилась, всё равно ненавижу. Я считаю, что Интернет - это чума, которая уничтожила старую тусовку толкиенистов, а молодую – испортила.

Все те записи, которые есть в Интернете, выложены без авторского согласия?
Я изо всех сил пыталась людям объяснить: "Люди, пожалуйста, уберите это! Качество ужасное, а здесь я и вовсе пьяна". На что мне отвечали: "Всё, что ты спела, – уже тебе не принадлежит, так что авторское своё право можешь… оставить при себе." Скандалы были, где возможно было скандалить - я скандалила. Впрочем, это ни к чему не привело. Всё осталось на своих местах. В частности, мне по прежнему приписывают исполнение нескольких абсолютно неизвестных мне песен. «Песню про зюзю», например.  Впрочем, со временем я поняла, что навести порядок на помойке невозможно, и смирилась.

Если говорить об альбомах, записанных на "Сибирском тракте", – там тематика песен уже не очень толкиенистская, в какой момент произошёл переход?
А вы докажите, что она не толкинистическая! У меня почти нет песен, где упоминались бы конкретные имена и названия. Я всегда старалась избегать конкретики в творчестве. Однако большинство моих песен имеют отношение к Средиземью. Просто в какой-то момент произошёл переход от «переживаний вообще» к «переживаниям собственным». Отдельный пункт - это песни, написанные к играм и после них. Или песни, написанные «про мир за окном». Но даже и они написаны в соответствующей стилистике.

Как происходит процесс написания песни?
Стихийно. И в общем-то по-разному. Бывает так, что в голове заводится какая-нибудь строка, и тогда единственный способ от неё избавиться – написать для неё песню. Или строки подбираются, как части головоломки. И как правило, я редко знаю, чем всё закончится. Процесс написания текста, как правило, слабо контролируемый. Своего рода «изменённое состояние сознания». Иногда перечитывая свои стихи и песни по прошествии некоторого времени, я сама удивляюсь какими словами и оборотами это написано. В обычной жизни я так не говорю и не думаю. Иногда песни появляются просто так, «из пустоты», но чаще после сильных эмоциональных встрясок. В основном негативных (неудачная попытка развода, например, или чей-то возмутительный поступок).

Всё начинается именно со строчки, не с музыки?
Я вообще считаю, что я музыку, как таковую, писать не умею.

Музыка только как аккомпанемент к словам?
Ну, в общем, да. Мне кажется, что если в моём случае отдельно рассматривать текст и музыку, ни то, ни другое не будет заслуживать внимания. Вместе же они дополняют друг друга, часто здорово скрывая некоторые взаимные недостатки. Обычно я сначала пишу стихи, а потом мучительно, обходясь шестью аккордами, пытаюсь как-то это сопроводить. А потом приходит Аэглор и говорит: "Так, что-то у тебя вот здесь какая-то лажа - переделай это, пожалуйста. И вот здесь очень банальный ход…". В ответ я начинаю топать ногами, кричать что лично меня всё устраивает, что он излишне придирается, что это моя песня и т.д. Но на самом деле я его мнения очень боюсь.

Аэглор: Так не повезло, что я тоже музыкант.

Главный критик?
Он - единственный критик, которого я действительно боюсь, потому что остальным-то я могу сказать: "Иди отсюда, дяденька/тётенька. Я тебя не знаю, и ты меня не знаешь, не надо меня ругать".  Аэглор знает меня давно и хорошо, и его мнение всегда очень важно и нужно для меня.

Стихи должны иметь какую-то связную мысль, или достаточно просто набора образов?
Как я уже говорила, всё бывает по-разному. Иногда я сама не знаю, про что моя песня (но это, правда, редко бывает), иногда наоборот тщательно подбираю набор образов и ассоциаций на заданную тему.
А еще меня очень часто спрашивают: "Почему у тебя такие все песни грустные, про смерть и про войну?" На что я отвечаю, что я пишу о том, что меня окружает, ничего специально не придумывая. Отдельное явление в моём творчестве – это песня-наезд, и будем честны: написание таких песен – это моя слабость. Окружающие часто возмущают меня дурацкими поступками, однако сказать впрямую «ты негодяй!» мне не интересно.
Но больше всего я люблю когда люди смеются от моих песен. Это лучше всего. Жаль, что таких песен у меня мало.

Любимые песни есть?
Да нет. Есть нелюбимые. Это те, которые пользуются наибольшей популярностью в народе, и, как следствие, наиболее часто исполняемые.

Что для Вас сам процесс творчества, реализовать себя, или донести что-то до слушателей?
Это магия. Это как перо жар-птицы. Нечто волшебное, что трудно удержать в кармане. Ну и, конечно, себя реализовать, и до людей донести. В голове бродят разные мысли, и ими, естественно, хочется поделиться. Я вообще очень люблю хвалиться собственной работой, в хорошем смысле этого слова. Не хвастаться, а именно хвалиться: "Вот я умею так".

Пытались как-то охарактеризовать жанр того, что делаете? Как вы для себя это называете?
Моя профессия – менестрель. Не в историческом смысле этого слова. Раньше так в нашей среде назвали людей, поющих свои песни. И не только свои.  Менестрель - это странник, который ходит по дорогам и мирам. Теперь это слово изрядно полили грязью на разных форумах, и сейчас оно вызывает неоднозначные ассоциации. Но, как говорил Мюнхгаузен в известном фильме,  «…не меняться же мне из-за каждого идиота…». Поэтому я была и остаюсь менестрелем. Писать и петь песни – это моё ремесло в высоком смысле этого слова. Чем и горжусь. Определение жанра моего творчества как «ролевая песня» я очень не люблю, предложить же альтернативный вариант – затрудняюсь.
Это определённый вид магии, очень простые стихи и простая музыка. И особенный внутренний настрой, который делает слово обоюдоострым оружием. Я не знаю, как это точно объяснить даже сейчас, когда пытаюсь учить своему ремеслу других.

Есть ученики?
Есть. Долгое время я вообще не брала учеников, потому что это большая ответственность. Но в позапрошлом году я поняла, что нас, менестрелей, которые, собственно, создавали это непонятное направление в музыке, почти не осталось. Я очень боюсь, что однажды придётся сказать «нас больше нет…». И я стала подыскивать себе потенциальных учеников.

Успехи у них есть?
И успехи у них есть. Однако, даже при наличии определённого отбора, может получиться так, что именно менестрелем человек не станет. Но я надеюсь на лучшее.

Песни не на свои стихи поёте?
У меня есть одна, прописью, ПЕСНЯ, в которой я написала только музыку, но это исключение из правил. Мы ведь договорились, что я не композитор…

Как относитесь к совместному творчеству?
Положительно. Обожаю коллективное творчество. Но боюсь, что Йовин – единственный человек, с которым мне удалось долго и плодотворно поработать в паре.

Расскажите о  проекте "Тампль", вы были одним из авторов и исполнителей.
«Тампль» «первого созыва» был и остаётся  беспрецедентным явлением. Вокруг Идеи собрались люди, горящие желанием эту идею воплотить. На одной сцене тогда сошлись «монстры» и «лажовщики», люди прославленные в узких кругах и никому прежде неизвестные, и все вместе они СДЕЛАЛИ ЭТО. Перед первой постановкой, когда у нас закончился «прогон, переходящий в провал», у меня было ощущение, что я должна выиграть битву с толпой новобранцев, которые не то что драться не умеют - они не знают с какой стороны за меч берутся, а битву надо выиграть. И тогда мы выиграли эту битву. И к вечеру после премьеры знаменитыми и любимыми у нас были даже актёры массовки.

Сейчас в постановках "Тампля" вы не участвуете?
Мы с ними не сошлись по идеологическим соображениям. Мне не нравится идея «рок–ордена».

Как вы относитесь к нему с  музыкальной точки зрения? Существуют диски с записью.
К спектаклю (рок-опере) «Тампль» я отношусь хорошо. Тем более, что это единственная вещь, пока не обезображенная студийной обработкой. Что же касается «Финрод-зонга» и «Жанны д'Арк», то их студийные версии просто ужасны. Очень много халтуры и «попсы». Впрочем, что толку их ругать? Это ничего не изменит. Жаль только то, что наш рядовой зритель в общем-то всеяден  –  что ему ни дашь, он всё потребит. Поругается, поплюется, устроит дебаты в Интернете, но потребит. Поэтому в зависимости от того, что ему предлагают, он становится лучше или хуже. Мне кажется, что если народ кормить некачественной продукцией – это будет некачественный народ.

Пробовали собрать группу, или предпочитаете выступать в одиночестве?
Попытки создания группы были, но они ни к чему не привели. Приходили люди, предлагали сделать песни в обработке. Но ни один из проектов плодов не принёс. Мне кажется, что основной причиной неудачи явилась некая специфика менестрельской песни – для неё либо нужна очень-очень хорошая аранжировка, либо не нужно никакой. В средних случаях получается низкопробная «попса». Пример  такого «среднего» –  уже упомянутые студийные версии тамплевских постановок.  И вообще, если быть честным, я, наверное, всё-таки предпочитаю работу в одиночку.

Как Вам пример "Мельницы"?
"Мельница" –  это уникальный случай. Это как раз образец того, как песни близкой нам тематики подняты на высокий профессиональный  уровень. Они единственные в своём роде, и я думаю, что ни у кого другого ТАК больше не получится.

Аэглор: Скажем так, я, например, слышал песни Хелависы не в "мельничной" обработке, а люди просто развлекались – попса попсой получается. У "Мельницы" же получается гениально.

Вы пытались сделать музыку своей профессией?
Как я уже говорила, моя основная жизненная профессия  –  менестрель, и музыка – это её часть. Я достаточно музыкально грамотный человек, я училась музыке, но становиться профессиональным музыкантом в классическом значении этого слова мне не хочется. Если речь идёт о том, чтобы зарабатывать на жизнь творчеством, то мне этого не хочется. Моё ремесло приносит мне иные плоды, и они дороже денег. В обыденной жизни я работаю, но если эта работа начинает мешать творчеству, я её немедленно бросаю.

Желание выйти на большие площадки есть?
Кто не хочет быть круче звёзд?  Иногда, в порядке мечтательного бреда о мировом господстве… (шутка). С годами я убедилась, что то, что я делаю,– это удел камерных залов и небольшой аудитории. Так что я думаю, что на большой площадке я буду смотреться неуместно.

Кто ваш слушатель, кто ходит на концерты?
Бог его знает, кто ходит на концерты. Я, на самом деле, вижу  любителей ролевых игр, любителей Толкиена и вообще фэнтези, иногда – представители смежных неформальных течений. Основная масса - это так называемые «свои». Однако бывает, что приходят и люди со стороны… Но я думаю, что если человек приходит, слушает, в общем-то без разницы - кто он, главное, чтобы он нашёл в моих песнях что-то своё, что-то такое, что сделает его лучше или заставит задуматься…

Вам нравится нынешняя ролевая тусовка?
За очень редким исключением – нет. После того, как в газетах вышло несколько статей про толкиенистов и нас даже показали по телевизору, к нам набежала толпа народа. Причем большинство из них пришло ради любопытства, как в зоопарк. Если раньше человек, не читавший книг Толкиена, в нашей среде был музейной редкостью, то теперь таких  - большинство. Словом, высокой волной нанесло горы грязи, от которой мы не можем отделаться до сих пор. А ещё очень упал общий интеллектуальный уровень и исказилось чувство прекрасного. Мне всегда становится страшно, когда какое-либо явление принимает чрезмерно большой масштаб. Получается эффект разведённого вина.
Но всё же, справедливости ради надо сказать, что среди  вновь пришедших есть и очень талантливые люди. На них и вся надежда.

Вне ролевого сообщества вы себя не видите?
Нет. Я думаю, что неролевое сообщество прекрасно обойдётся без меня. Там с избытком хватает людей, которые для них поют, пишут песни и вообще всячески их развлекают. Как там было в мультике:  «но на телевидении  этого добра хватает без вас…».

У Вас были попытки что-то сделать под себя: создать клуб, провести игру?
Нет, это не моё дело. Игра  – это власть и очень большая ответственность. Мне трудно нести ответственность за большую толпу людей. И власть в её обычном проявлении не люблю (я – начальник, ты – дурак). Меня привлекает тайная власть над душами, мне интересно влиять на людей посредством тонкой материи, если угодно, посредством магии слова. Клуб мне для счастья тоже не нужен. Он обязательно потребует формализации целей и идеалов, которые с развитием клуба непременно будут утрачены или изменены до неузнаваемости. Там обязательно будут лишние люди и культурно-массовые мероприятия. Я прекрасно живу без этого. Меня и без того окружает сообщество близких по духу людей, которое мы для ясности называем Королевством. Злопыхатели говорят, что это моя свита, но это неправда.

Свои записи слушаете?
Иногда. В основном перед концертом, чтобы вспомнить слова и музыку (опять же шутка).

Что ещё из музыкальных пристрастий?
Они весьма разнообразны: русский рок ("Кино", "Нау" и т.п), «Башня Rowan», Калугин, «Мельница». Из «буржуинских» - ABBA, “Blind Guardian”, “Nightwish”. По-моему, всё очень характерно для нашей среды. Впрочем, из всего вышеперечисленного я люблю какие-то отдельные, избранные вещи.

Аэглор: А другие терпеть не может. Её плейлисты в Winamp'е меня часто в тупик ставят.

Меня они тоже в тупик ставят (это я серьёзно).

Что из литературы любите?
Мне стыдно признаться, но последние лет десять я в основном читаю фэнтези. Как это ни банально - Толкиен, Сапковский… Настоящим открытием последнего времени стало  собрание сочинений  Елены Хаецкой – это, пожалуй, лучшее, что я прочитала за последние несколько лет. Из положенной классики особенно любимые – Дюма, Сабатини, Войнич, поэты Серебряного Века ( «Господи, уровень 5-го класса!» (мрачная шутка)). Но вообще говоря, писать подробный список авторов и названий мне просто лень. У меня их много.

Написать что-то своё пытались?
Да, это «добро» в моём архиве тоже имеется. Правда, это сторона моего творчества не столь широко известна, как песни. Ну, и за качество я, строго говоря, поручиться не могу – никому из людей знающих я это не показывала. Хотя, впрочем, это и не нужно – издаваться я не собираюсь. Я делаю это в первую очередь для себя.

Как реагируете на просьбы спеть что-нибудь повеселее? Бывает такое?
Бывает. И реагирую я всегда по-разному. Я уже говорила, что люблю, когда люди от моих песен смеются. Но часто такие просьбы бывают весьма несвоевременными. Когда после чего-нибудь очень грустного и печального мне приходит записка с просьбой спеть что-нибудь очень весёлое – я, как правило, отказываю. И если, опять же, говорить честно, моя реакция на подобные просьбы в основном бывает негативная. Хотя, если я чувствую, что пришло время «сменить настрой», я это с удовольствием делаю.

На сцене как себя чувствуете?
Хорошо, хотя всегда бывает очень страшно.

Ощущения после концерта?
Сложные. Вообще после концерта почти остаётся магическое бессилие и внутренняя пустота. И если концерт удался, то очень скоро на смену этой пустоте приходит удовлетворение.

Выходя на сцену, вы всегда знаете, что будете петь?
Бывает по-разному. Но чаще всего – сплошная импровизация…

Будете петь, если Вам не хочется, но Вас пригласили?
Зависит от людей, которые приглашают. Но чаще всего буду. Иногда бывает так, что «аппетит приходит во время еды», желание возникает в процессе.

У Вас есть творческая цель?
Мне, как, наверное, любому человеку, хочется творческого бессмертия. Чтобы песни, которые я пою, не пропали в веках, чтобы это осталось и было нужно людям. Честно говоря, я не знаю, в чём моя творческая цель, чего конкретно я хочу достичь. Я знаю, чего я не хочу: не хочу однажды скатиться в «попсу» и стать обычным человеком.

А жизненная мечта?
Я не знаю. Обычно на этот вопрос люди отвечают: «Заниматься тем, что мне нравится» или «Найти своё счастье». Я занимаюсь тем, что мне нравится, я счастлива. Разве что... У меня есть мечта: хочу не зависеть от нашего государства.



(с) портал Shadelynx, декабрь 2004
Интервью вел специальный корреспондент ShadeLynx Олег Федотов
Размещено здесь: http://shadelynx.com/texts/interviews/tam_grinhill-2004/



Используются технологии uCoz